Что изменилось после вступления в ВТО?

Сбылись ли мечты о том, что жизнь подешевеет?

Вступление России в ВТО принесёт нам
только пользу, уверены эксперты
Об этом в телефонном интервью «Неделе» рассказал управляющий директор Группы компаний «Алор» Сергей Хестанов, которому мы задали несколько простых до примитивности вопросов.

В чём смысл?

– Сергей Александрович, простой вопрос: что такое ВТО?

– ВТО – это организация, которая определяет правила торговли стран друг с другом. Главная ее цель – добиться снижения таможенных пошлин и прочих барьеров, которые препятствуют движению товара. Дело в том, что очень часто страны, стремясь защитить своего производителя, вводят различные торговые барьеры – прежде всего, в виде пошлин. Например, ни для кого не секрет, что российские пошлины на иномарки весьма высоки. Это делается для того, чтобы защитить отечественного производителя – «АвтоВАЗ», но мешает мировой торговле. И вот, смысл ВТО в том, чтобы страны-участницы друг в отношении друга эти барьеры или снимали, или сильно снижали на взаимной основе. То есть в обмен на то, чтобы мы снизили свои барьеры для импортной продукции, их должны снизить остальные страны для наших товаров.

– Россия пытается стать членом ВТО с 1993 года. Что же нам мешало все это время – объективные экономические причины или «большая политика»?

– И то, и другое. Но главная причина заключалась все же в том, что Россия пыталась защитить своих, прежде всего, автопроизводителей, потому что конкурировать на равных с западными им, понятное дело, тяжело. То же самое касалось и предприятий легкой промышленности, которая, тем не менее, на сегодня фактически подавлена дешевым китайским импортом.

В свою очередь, из наших отраслей сильнее всего страдают от «чужих» торговых барьеров черная металлургия и нефтехимия. При поставке их продукции во многие страны необходимо выплачивать достаточно большие импортные пошлины, которые, безусловно, снижают рентабельность нашего экспорта. Вступление в ВТО приведет к тому, что они будут постепенно снижаться. И, естественно, предприятия, которые способны что-то экспортировать в развитые страны, от этого сильно выиграют.

Банкам придётся
не сладко

– Ну хорошо, металлурги и нефтехимики выиграют. Но что в таком случае ждет другие отрасли? Легкую промышленность мы, выходит, окончательно похороним?

– Ну, легкая промышленность у нас похоронена давно, поэтому жалеть ее не стоит. Из тех, кто жив, сильнее всего (хотя и не быстро) могут пострадать банки и страховые компании. Вы хорошо знаете, что кредиты в российских банках очень дорогие, в большинстве западных они гораздо дешевле. Но, увы, в настоящее время мы не можем воспользоваться их услугами, потому что напрямую в России работать они не могут. Тот же действующий у нас «Раффайзенбанк», который многие из нас считают немецким, – это российское юридическое лицо, которое действует по россий-ским же законам. Со вступлением нашей страны в ВТО к нам начнут приходить уже чисто западные организации, и они будут работать по западным правилам. Делайте выводы! Процентные ставки по кредитам там гора-а-аздо ниже…

Однако не спешите радоваться: поскольку государство понимает, что приход западных предприятий в Россию для наших создаст трудности, предусмотрен переходный период, в течение которого ограничения постепенно будут сниматься. То есть даже если мы 15 декабря, бог даст, вступим в ВТО, это еще не значит, что уже 16-го к нам придут западные компании. Сразу же ждать «волшебных превращений» не стоит.

ЗА «КАМАЗ» НЕ БОЙТЕСЬ!
– С приходом западных компаний на российский рынок конкурентная борьба во всех его сегментах обострится. Сможет ли выдержать ее наш КАМАЗ на фоне куда более продвинутых западных грузовиков?
– Как раз в отношении КАМАЗа ситуация достаточно благополучная. Дело в том, что аналогичные по классу импорт-
ные грузовики стоят гораздо дороже. Настолько дороже, что прямой конкуренции между «КАМАЗом» и западными производителями не наблюдается. Предприятия, изначально настроенные на импортную технику, ее и покупают. Те же, кто стремится содержать автопарк своими силами, все равно будут ориентироваться на продукцию отечественных заводов. Так что за «КАМАЗ» не бойтесь – ему с учетом специфической ниши, которую он занимает, нет альтернативы.
– …в то время как
у «Лады» она есть – в виде куда более качественных и сопоставимых по цене иномарок.

– Да ей весь мир альтернатива! «АвтоВАЗу» придется очень тяжело…

На гречку
ВТО не повлияет

– Как, по вашим прогнозам, сложится судьба российского рынка продовольствия?

– Как ни странно, вступление в ВТО способно положительно повлиять на стоимость некоторых товарных групп. Производство зерновых у нас в стране достаточно развито (особенно интересно западным рынкам фуражное зерно). А вот в области мясомолочной продукции мы заметно отстаем – значит, после снижения пошлин на наш рынок устремятся дешевые курятина и говядина из стран Евросоюза. Это пойдет на пользу россиянам, потому что европейская продукция и качественная, и недорогая. Вы удивитесь, но в супермаркетах Германии мясо дешевле, чем у нас.

В остальном же – сильных изменений не произойдет. Производители    овощей-фруктов затронуты не будут: везти их продукцию – далеко и накладно. Крупы, скорее всего, тоже не пострадают: отечественные производители достаточно конкурентоспособны. Во всяком случае, вступление в ВТО
на гречку никак не повлияет: кроме России и Китая, ее все равно нигде не едят.

Монополисты
«умрут». И поделом!

– Из ваших слов следует, что сильные отрасли и предприятия усилятся, а слабые – ослабнут и, может, даже прекратят свое существование. Но в целом страна выиграет или проиграет от вступления в ВТО?

– Россия больше выиграет. И не только за счет увеличения объемов экспорта: открытие страны для иностранных предприятий неизбежно повысит внутреннюю культуру бизнеса. Когда к нам придут первые западные компании, это обострит конкуренцию и следовательно – качество товаров и услуг.

– А если говорить о простых людях – потребителях этих товаров и услуг?

– Простым людям будет сплошная польза! Вот, например, в России действует един-ственная более или менее крупная западная компания сотовой связи – «Тele2». Ее всеми силами стараются не пускать в регионы (в Москву, к слову, до сих пор не пустили!), но там куда она все-таки смогла проникнуть, «Тele2» тут же предложила тарифы заметно более низкие, чем у «большой тройки» (МТС, «МегаФон» и «Вымпелком» – прим. ред.), и услуги, заметно более качественные. И остальным сотовым операторам пришлось подтягиваться до ее уровня. По-требители Краснодарского края, Ростовской области выиграли: тарифы сильно снизились.

Или взять авиаперевозки. Я просто диву даюсь, насколько отечественные авиакомпании заламывают цены по сравнению с зарубежными! Недавно под давлением обстоятельств прекратила существование «Авианова», и в настоящее время западные авиакомпании просто так прийти в Россию не могут. Вступление в ВТО приведет к тому, что появятся механизмы, которые позволят им проникать на наш рынок и оказывать услуги.

Или строительство. За рубежом строительство недвижимости обходится гораздо дешевле, чем у нас. Соответственно, как только придут западные компании, которые не привыкли давать взятки и не знают, что такое «откаты», цены на жилье начнут снижаться.

Одним словом, от вступления России в ВТО пострадают все те предприятия, кто устанавливал монопольные цены на свою продукцию и услуги. Или, иными словами говоря, наживался на гражданах. Что тут можно сказать? И поделом!

ИНОСТРАНЦЫ НЕ ПРИВЫКЛИ ДАВАТЬ ВЗЯТКИ
– Что меня еще радует, – добавил наш собеседник, – так это то, что вырастет и правовая грамотность бизнеса. Наивные иностранцы, не привыкшие, скажем так, «стимулировать» чиновников, будут и в России вести бизнес по-белому, и когда какое-нибудь «ответственное лицо» попытается вымогать у них взятку, они станут подавать в суды и, поверьте, доводить дело до логического конца! А наши предприниматели – у них учиться.
Вспомните, как в одном из российских городов компания «ИКЕА» построила торговый центр и несколько лет не могла ввести его в эксплуатацию! Шведы принципиально отказывались давать, в общем-то, мелкую, по нашим понятиям, взятку, и это привело к большой заминке. Но потом магазин все-таки сдали.

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

6 Комментария

  1. Давно хотел понять, что такое ВТО и зачем нам оно.

    В этой статье многое очень понятно

  2. Если все будет так, как говорит Хестанов, это же очень даже неплохо. Я бы даже сказала хорошо!!!!

  3. У меня вопрос: а какие все-таки проценты будут по банковским кредитам? Как на западе что ли?

  4. Если будет ВТО, значит, откатов для чиновников будет меньше. Они же этого не переживут!

  5. Очень понятно рассказали, спасибо

  6. "В этой статье многое очень понятно"

    Понятно, что много людей потеряют работу,и многие потеряют в зарплате, а олигархи, которые экспортируют металл наживутся

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*