Наберёт ли высоту наш авиапром?

9 февраля – День гражданской авиации в России. Именно эта дата положила начало бурному развитию этого направления в нашей стране. Своими размышлениями о нынешнем состоянии гражданской авиации и о том, куда подевались ее былые высоты, с «Неделей» поделился заслуженный пилот СССР, бывший заместитель министра гражданской авиации России Олег Смирнов.
 

Сегодня большей части россиян дешевле слетать в Китай, Корею или на Аляску, чем в Москву
 

Мы могли летать куда угодно

– В прежние годы самолето-строение и гражданская авиация России были лучшими в мире. Это ведь и по сей день результат высшей инновационной деятельности человека. Мы делали самолеты, каких не было нигде в мире. Взять Ил-62, который с полной коммерческой загрузкой без посадок свободно пересекал любой океан Земли. Мы первые освоили такие самолеты, как Ту-104, которые без посадок летели из Москвы на Дальний Восток, и, наконец, мы первые взлетели на Ту-144 – уже сверхзвуковом самолете. И весь мир этому рукоплескал. За рубежом люди подходили и просто восхищались нашими самолетами! А самолеты регионального класса – Ан-24, Як-40, Ту-134, Ту-154 – они тоже в своей нише были самыми передовыми в мире.

Политика государства заключалась в полной аэрофикации страны. И она практически полностью осуществилась. Об этом говорят цифры: в СССР мы перевозили почти 140 миллионов человек в год, а в 2010 году – только 50 миллионов.

В чем состояла аэрофикация страны? В том, чтобы из любой точки Курил, Татарстана, Севера любой житель страны с пересадками мог полететь куда угодно: сначала на маленьком самолете – допустим, на Ан-2 – из какого-нибудь колхоза Татарстана человек летит в Казань, а там уже пересаживается на крупный самолет, летящий в Москву, Ленинград, Сочи или Тбилиси. Каждый небольшой городок в Татарстане имел свой аэродром и регулярное авиасобщение.

Один билет
как три зарплаты

В чем заключалась аэрофикация? Каждый житель СССР – Дальнего Востока, Камчатки, Магадана, Казани – на одну среднемесячную зарплату мог свободно купить четыре авиабилета, причем в любую точку Советского Союза. А ныне, чтобы одному человеку улететь из этих мест, ему нужно три-четыре месяца трудиться, ничего при этом не жуя и не одеваясь! Я уже не говорю о семьях из четырех человек, для которых такие полеты вообще стали недоступными. А это уже прямое нарушение прав гражданина на свободное передвижение, ведь в стране немало мест, где нет ни автомобильного, ни железнодорожного сообщения, но раньше там была авиация.

За два последних десятилетия из 1300 действовавших когда-то аэропортов в России осталось только 300! А вспомните, сколько авиации было занято в других сферах экономики: в сельхозработах участвовали тысячи Ан-2, в освоении нефтяных угодий, в том числе и татарстанских – огромное количество вертолетов, в лесной авиации – сотни самолетов. Авиация осуществляла и контроль за состоянием ЛЭП – их патрулировали самолеты с энергетиками на борту. Геология также была работой сотен и тысяч самолетов по всей стране: здесь авиация занималась не только доставкой геологов, но и проводила геофизическую съемку. Теперь и этого нет. За последние 20 лет в России не открыто ни одного месторождения! Сейчас в России не осталось ни малой авиации, ни спецсредств для нее.

Мы уничтожили внутренние перевозки

Сейчас в России летает всего 5-7% населения. У нас, стыдно сказать, самый низкий коэффициент доступности воздушного флота в мире: в США он равен трем (то есть в среднем каждый гражданин за год совершает три авиаперелета), а у нас – всего 0,3. А ведь раньше было равенство.

А соотношение международных и внутренних рейсов? В СССР было 7% и 93%. В США, Канаде, Китае, кстати, такое соотношение есть и сейчас. В нашей же стране произошел «перекос» авиаперевозок за рубеж и внутри страны. Сейчас они составляют почти 50/50. О чем это говорит? Абсолютно не о том, что мы рванули в зарубежных перевозках, а о том, что мы уничтожили внутренние. Теперь, чтобы попасть из Хабаровска в Якутск или из Казани в Саратов, надо лететь через Москву. Перед нами искаженная по сравнению с другими странами картина перевозок. Нигде такой структуры нет!

Скоро перейдём
на езду в упряжках!

И конечно, больной вопрос – цена авиабилета. Это вопрос уже геополитический. Если хотите, вопрос национальной безопасности. Почему?

С закрытием на Дальнем Востоке и в Сибири сотен аэропортов исчезли и многие населенные пункты. Люди просто уехали. И сегодня в этих регионах уже родились целые поколения людей, которые ни разу не были в столице своей Родины Москве. Им сегодня дешевле слетать в Китай, Корею или на Аляску.

Однако высказывания первых лиц государства о том, что нужно повернуться лицом к авиации, потому что Россия – самая большая по протяженности страна и просто обязана быть авиационной державой, внушают некоторые надежды. Я был на одном совещании в Сибири: там, выступая, губернатор сказал: «Если мы не предпримем мер в региональной авиации, скоро перейдем на езду в собачьих упряжках!» Над нами уже давно смеются другие страны: ну как можно после пика инновационного производства, когда тысячами изготовлялись элитные самолеты, возвращаться к собакам, оленям и лошадям?!

Татарстан в этом смысле, конечно, молодец: у вас и самолетостроение, и великолепная летная школа. Но опять же региональной авиации в республике уже нет: аэропорты закрыты и летать некуда.

Да, страна сейчас об авиации задумалась. Но хочется, чтобы, кроме президента и премьера, и другие госчиновники поняли, что Россия обречена быть великой авиационной державой. Если не будет достижения самого высокого уровня развития советской авиации – не будет и России. Будут хутора, ханства, но общей России не будет!

Точка возврата

Еще одна печальная цифра, говорящая о многом: наше государ-ство стабильно двигалось к разрушению отечественного авиапрома и, увы, этой цели добилось. В 2010 году 85% авиаперевозок Россия осуществила на самолетах западного производства. Точка возврата пройдена. А к чему это приводит? К окончательному разрушению авиапрома. Медведев и Путин говорят о развитии инноваций, но надо развивать просто сферу – сферу гражданской авиации. Это и есть самая инновационная сфера экономики. На деле же вместо того, чтобы направить деньги на развитие самолетостроения, они вкладываются, например, в нанотехнологии, хотя многие до сих пор не знают, что это такое. Да и результатов никаких, хоть руководитель знаменитый!

Западная авиатехника серьезно рассматривает и вопрос безопасности. Да, наши международные отношения меняются в лучшую сторону, но кто даст гарантию, что они такими будут и завтра, и что американцы не прекратят в Россию поставку своих самолетов, запчастей и их техобслуживание? И вот тогда мы сядем в такую калошу…

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

Один Комментарий

  1. Всех пидоров из ЕР растрелять надо

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*