НИЖНЕКАМСКАЯ ГЭС: ОБЪЕКТ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Нижнекамская ГЭС уже три десятилетия остается объектом особого значения – не только в составе холдинга «Татэнерго», но и в федеральном масштабе. Единственная гидроэлектростанция республики, вступив в строй 30 лет назад, вписала новую строку в историю как самого Татарстана, так и всей энергетической отрасли страны. Построенная по распоряжению Совета Министров СССР крупнейшая в Камском каскаде ГЭС, являясь регулирующей электростанцией, значительно повысила надежность электроснабжения центра России.
 

 

Железнодорожный и автодорожный переходы по сооружениям гидроузла связали районы Закамья со всей Республикой Татарстан и страной, а сам гидроузел и образованное водохранилище создали глубоководный путь от устья реки Камы до города Соликамск. Полезный объем Нижнекамского водохранилища по сей день служит резервом для увеличения при необходимости выработки электроэнергии на Волжско-Камском каскаде.

 

Вспомним,
как все начиналось

Первые изыскательские работы для проектирования Нижнекамской ГЭС проводились еще в 1931-1934 годах и были сосредоточены ниже впадения в Каму реки Вятки. Были выявлены два конкурирующих участка: Камскополянский и Набережночелнинский на отрезке от селения Тарловка до западных окраин Челнов. Первоначально предпочтение отдавалось Камскополянскому створу, но принятие окончательного решения было прервано войной.

 

Марат Юсупов, директор
Нижнекамской ГЭС с 1969 по 1988 год

В 1953 году работы возобновились в обоих районах, причем близ Набережных Челнов исследовались семь створов. В пятидесятых годах с развитием нефтедобычи в Набережные Челны пришла автотрасса, а от железнодорожной станции Круглое Поле к элеватору была проложена колея железной дороги. Начиналось строительство крупнейшего химического комплекса заводов и города Нижнекамска, назревала реконструкция Бондюжского химического завода.
Перспективное развитие нефтехимической промышленности в регионе вызвало нарастающую потребность в электроэнергии, стройматериалах.

Началось строительство Заинской ГРЭС, завода ячеистых бетонов и железобетонных изделий в Набережных Челнах.

В сложившейся ситуации сооружение гидроузла в Набережных Челнах решало сразу целый ряд проблем региона, главная из которых – мостовой переход через Каму. Две железнодорожные магистрали, идущие из центра России в Сибирь, не имели от Волги до Урала связки из-за отсутствия моста. Автотранспортные магистрали на территории Татарстана, связывающие столицу республики с Закамьем, прерывались двумя паромными переправами близ Чистополя и у Набережных Челнов. Надо ли говорить, сколько стоили эти переправы народному хозяйству в навигационный период, когда километровые колонны всех видов транспорта сутками простаивали в ожидании своей очереди на паром по крутому спуску Сорочьих Гор и по заливной пойме напротив Челнинского элеватора. Немало средств отнимало и зимнее содержание ледовых дорог через Каму, а в начале и конце ледостава переезд через реку нередко заканчивался трагически.

Кроме того, ликвидировались мелководные участки от Куйбышевского водохранилища до Воткинской ГЭС и на реке Белой, что позволило использовать крупнотоннажный флот. Создание водохранилища кардинально улучшало водоснабжение прилегающих промышленных центров и условия для рыбного хозяйства.

Но, конечно, главной задачей гидроузла являлся ввод крупной гидроэлектростанции мощностью 1248 тыс. кВт, которая повышала надежность электроснабжения не только Республики Татарстан, но и центра европейской части страны. В средний по водности год проектная выработка должна была составить 2,71 млрд. кВт/ч. электроэнергии. Поэтому 1963 год – начало работ на строительстве Нижнекамского гидроузла – можно считать второй датой рождения Набережных Челнов.

 

Произведение
инженерного искусства

 

Генеральным проектировщиком Нижнекамского гидроузла стал Куйбышевский филиал Всесоюзного ордена Ленина проектно-изыскательского и научно-исследовательского института «Гидропроект» имени С. Я. Жука. В 1977 году был уложен миллионный кубометр железобетона – ровно половина планового объема, а к концу октября 1978 года выполнен основной объем строительных работ по зданию ГЭС. Фактически были созданы условия для затопления (заполнения) котлована и перекрытия русла Камы.

Рафик Айсин,
директор НкГЭС с 1988 по 2007 год

Апрель 1979 года ознаменовался пуском на холостой ход первого гидроагрегата. После прохождения паводка, при котором напор составлял всего три метра и после достижения напора 6,5 метра, гидроагрегат был включен на изолированную нагрузку. 30 июня 1979 года Нижнекамская ГЭС введена в строй действующих, на временной отметке верхнего бьефа 62 метра. Сооружение Нижнекамского гидроузла при проектной отметке 68 метров решает следующие задачи:

► ввод в энергосистему Татарстана крупной регулирующей мощности в 1248 МВт, повышающей надежность энергоснабжения центра России;
► пиковой электроэнергии в средний по водности год на 2,71 млрд. кВт/ч с учетом эффекта в каскаде;
► повышение энергоотдачи нижележащих ГЭС Волжского каскада;
► создание непрерывного глубоководного пути по Каме от города Соликамска до устья, благодаря чему ликвидируется существующий мелководный участок от Куйбышевского водохранилища до Воткинской ГЭС. Это позволяет полностью использовать грузоподъемность крупнотоннажного флота, а также исключить ее судоходные попуски через Воткинскую ГЭС, повысив ее используемую пиковую мощность примерно на 300 МВт;
► улучшение условий для орошения засушливых земель Нижнего Поволжья.

Сегодня Нижнекамская ГЭС – современное высокотехнологичное предприятие. Гидростанция покрывает пиковые нагрузки в часы утреннего и вечернего максимума потребления электроэнергии. Себестоимость электроэнергии, вырабатываемой на Нижнекамской ГЭС, в несколько раз ниже, чем на тепловых. Поэтому ГЭС является основным сдерживающим фактором роста тарифов на электроэнергию для населения Татарстана.

 

Илдус Муллагалиев,
директор НкГЭС с 2007 года

Важнейшими приоритетами в развитии Нижнекамской ГЭС стали вопросы внедрения энергосберегающего оборудования и передовых технологий. На станции ведется планомерная работа по модернизации и реконструкции оборудования. Реконструкция – это веление времени, это безопасность и надежность оборудования. Работы, выполненные за последние годы, позволили ввести в эксплуатацию современнейшее оборудование, которое производится как у нас в стране, так и за рубежом.

Нижнекамская гидроэлектростанция – первое челнинское «чудо», которое видит каждый въезжающий в город по федеральной трассе М-7. Именно отсюда можно охватить взором весь протянувшийся вдоль Камы 20-километровый город с его белокаменными кварталами, мечетью на берегу бухты, пестрым речным портом. Отсюда во всей красе открывается Кама – главное украшение автограда, река, по своей водности спорящая с Волгой. Аквамариновая гладь водохранилища перехвачена поперек драгоценным поясом-плотиной Нижнекамской ГЭС, впечатляющим произведением инженерного искусства, прекрасно дополняющим панораму реки. Водный поток, отдавший энергию падения мощным турбинам гидростанции, вливается в Куйбышевское водохранилище. Убегают вдаль опоры линий электропередач: влево, в поля, к Заинской ГРЭС, и вправо, через Каму, в Удмуртию, чтобы замкнуть кольцо Волжской энергосистемы.

По автомобильному магистральному мосту, построенному над гидросооружениями, ежедневно проносятся тысячи автомобилей, по железнодорожному мосту гремят тяжеловесные грузовые составы, мерно стучат пассажирские поезда. А ГЭС живет и трудится неустанно…

 

На правах рекламы

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*