БЕГИШЕВО – ВОЗДУШНЫЕ ВОРОТА ЗАКАМЬЯ

Untitled Document

Маленькое, никому не известное татарстанское село Бегишево за несколько десятилетий заработало себе добрую славу, а неказистый аэропорт, построенный здесь в 70-х годах, к новому тысячелетию превратился
в удобную воздушную гавань международного значения.

 

Бегишево достраивали 10 лет

 

Дорога в небо

В начале 60-х годов на северо-востоке ТАССР начал формироваться крупный территориально-производственый комплекс, в который вошли Нижнекамский нефтехимический комбинат, «КАМАЗ» и Заинская ГРЭС. Все дороги вели в Закамье. Но, как ни странно, самих дорог не было. Не было приличной автотрассы, которая соединяла бы Нижнекамск со столицами. Добраться до нефтехимического завода можно было только двумя не самыми удобными и быстрыми способами: либо по реке Кама, либо по железной дороге через Ульяновск. То есть для нормального функционирования региона требовался транспортный узел, который соединял бы крупнейшие предприятия Закамья между собой и с внешним миром. И таким связующим звеном стало небольшое село Бегишево, расположенное на равноудаленном расстоянии от столпов закамской промышленности – в 21 км от Нижнекамска и 24 км от Набережных Челнов. Здесь решено было строить аэропорт.

В 1970 году трест «Камдор-строй» начал работы по строительству аэропорта в Бегишево. Пожалуй, удачное расположение было единственным преимуществом этого села. Жить строителям было негде, и поначалу их разместили в армейских палатках, потом переселили в бараки и дома в Круглом Поле. Питьевой воды не хватало, линии электропередач поблизости не было. И в таких суровых условиях работали по две-три смены семь дней в неделю. Взлетно-посадочную полосу, аэровокзал и еще три здания удалось сдать за шесть дней до истечения сроков.

25 декабря 1971 года из аэропорта Бегишево вылетел первый самолет – Ан-24. Хотя еще многое было не готово (не было рулежной дорожки, временный перрон сделали из плит, а вместо светосигнального оборудования была простейшая переносная система для освещения полосы в военных условиях), с нового года начались регулярные полеты в Казань на самолетах Ил-4, Ан-24 и Ан-2. Чуть позже Ан-2 полетел в Чистополь, Актаныш, Муслюмово и Елабугу. А спустя год из Бегишево самолеты отправились по союзным линиям в Москву, Пермь, Куйбышев, Ижевск, Киров, Чебоксары и Уфу.

 

С ТРАКТОРОМ
ЗА САМОЛЕТОМ
Одно из самых ярких воспоминаний о работе аэропорта в первые годы его существования – непролазная грязь, от которой страдали и люди, и техника.
– Перрон тогда был временный, его только подготовили под бетонную укладку, – рассказывает начальник строительного участка службы развития и эксплуатации наземных сооружений Юрий Калиш. – Пассажирам, выходившим из самолета, выдавали болотные сапоги – им предстояло 200-300 метров пешком пройти по этой невероятной грязи. Часто люди теряли эти сапоги по дороге, а иногда и падали в траншею рядом с перроном.
– Технике было не легче, – добавляет Валентин Москвичев, ныне заместитель главного инженера по авиационному и радиоавиационному оборудованию АТБ аэропорта Бегишево. – Самолет сходил с полосы и застревал в грязи по самую плоскость! Доставали его с помощью тракторов.

 

Строительство в Набережных Челнах Камского автозавода дало новый импульс развитию аэропорта. В 1972 году 1600-метровую полосу решили увеличить еще на 900 метров, и Бегишево смог принимать такие большие самолеты, как Ту-134. Поток людей, воздушными путями прибывавших на строительство завода, был огромен. За 1975 год через Бегишево прошло более полумиллиона пассажиров! Количество рейсов в этот аэропорт только из Казани доходило до 30 в день.

– Рядом с полосой был «пятачок». На него мы сажали самолеты, как только могли, вопреки всем правилам и требованиям – вспоминает Валентин Москвичев.– Между самолетами, стоящими рядом, положено оставлять определенную дистанцию, но соблюсти ее не было никакой возможности. Одно воздушное судно зарулит на этот «пятачок» – и другим места не хватает. Оставляли их прямо на полосе, ждали, пока первый самолет улетит. Нарушали, не выдерживали сроки обслуживания стоянки. По-другому поступить просто не могли: только бы успеть принять тучи самолетов, которые кружили в воздухе.

В зимнее время аэропорт Бегишево часто страдал от нехватки снегоуборочных машин. Бывало, из-за снежных заносов пассажиры несколько суток оставались запертыми в аэропорту, вокзал которого был не в состоянии вместить всех. Люди пережидали непогоду в служебных помещениях и даже в кабинетах руководства Бегишево. Продукты питания им привозили на тракторах. Аэропорту приходилось запрашивать помощь Набережных Челнов или Нижнекамска в расчистке дорог, пока федеральные власти не посчитали, что перебои в работе Бегишево негативно сказываются на развитии «КАМАЗа» и региона в целом, и не распорядились поставлять всю необходимую современную технику напрямую из Москвы.

Аэропорт достраивался до 1981 года. В мае 1977-го был сдан в эксплуатацию аэровокзальный комплекс, год спустя – объекты наземных служб аэропорта. В 1981-м Бегишево становится удобной во всех отношениях воздушной гаванью Закамья: взлетно-посадочная полоса была отремонтирована, начались рейсы на современнейших на тот момент комфортабельных самолетах Л-410, пассажиры получили возможность отдохнуть в только что построенной гостинице аэропорта. В этом же году Бегишево взял новую высоту – аэропорт зарегистрировал пятимиллионного пассажира.

 

Ми-2 – один из «героев» фильма «Мимино»

 

Крутое пике

Новый этап в жизни аэропорта Бегишево начался в 90-е годы. Распад СССР разорвал связи не только на земле, но и в небе. Могучий «Аэрофлот» остался могучим только в Шереметьево, остальные аэропорты решали свои проблемы в одиночку. С 1992 года объемы перевозок Бегишево, который начал функционировать как самостоятельное юридическое лицо, стали постепенно снижаться.

Если в 1990 году в нижнекамском аэропорту было отмечено рекордное количество пассажиров – 607,5 тыс. человек, то в 1992-м пассажиропоток снизился до 460 тыс., в 1994-м – до 192 тыс., в 1996-м – до 107 тыс. человек. Бегишево сотрясали «дворцовые перевороты». Были даже времена двоевластия, когда аэропортом руководили два директора. Бегишево погряз в бесконечных судебных разбирательствах.

Но были и положительные моменты. В конце 90-х крупнейшие предприятия региона – «КАМАЗ», «ЕлАЗ» и «Нижнекамскнефтехим» – находились в ожидании потока иностранных инвестиций, поэтому в Закамье появилась потребность в аэропорте, совершающем рейсы за границу. Бегишево подтянул уровень обслуживания до европейского стандарта, в 1998 году получил сертификат о пригодности к международным полетам и был переименован в «Нижнекамск».

14 июля 1999 года нижнекамский аэропорт стал филиалом авиакомпании «Татарстан». С этого момента прекратилась неразбериха с руководителями предприятия, закончились бесконечные судебные тяжбы и споры, стабилизировались выплаты заработной платы работникам аэропорта. Однако Бегишево (официальное название «Нижнекамск» не прижилось) продолжал терпеть убытки. В 2000 году пассажиропоток снизился до максимально низкой отметки за всю историю аэропорта – 36,4 тыс. человек в год.

Плюс ко всему назрела острая необходимость в реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта. 224 млн. рублей, необходимые на ремонтные работы, нашлись в 2003 году. Больше половины этих средств выделили татарстанские предприятия, наиболее заинтересованные в работе аэропорта – «КАМАЗ», «Нижнекамскнефтехим», «Татэнерго» и «Татнефть».

После этого Бегишево постепенно выровнял свое положение и довел уровень пассажиропотока до 90 тыс. человек в год. Однако в 2006 году аэропорт ждало новое испытание. Министерство транспорта РФ принялось за реорганизацию аэропортовой системы, намереваясь сократить количество международных аэропортов с 69 до 8. Бегишево в число этих восьми, по мнению Минтранса, не входил. Решение ведомство обосновало тем, что в Татарстане на расстоянии около 200 км работают два международных аэропорта («Казань» и Бегишево), что нецелесообразно. К тому же нижнекамский аэропорт на тот момент не имел прямых рейсов за границу, обслуживая только чартеры.

Но, к счастью для аэропорта «Нижнекамск», за него вступилось высшее руководство Татарстана. С 2006 года Бегишево снова становится ключевым транспортным узлом в развитии региона. В Татарстане были запущены два масштабных проекта – строительство крупного нефтеперерабатывающего комплекса «Татнефть» и создание особой экономической зоны в Елабуге. Международный аэропорт в Закамье был просто необходим. И Бегишево свой международный статус отстоял.

 

Первый рейс
Сургут – Бегишево, 2008 год

 

Вот, новый поворот

Новая полоса в жизни Бегишево началась с обретения самостоятельности. 1 июня 2008 года аэропорт вышел из-под опеки авиакомпании «Татарстан» и наконец-то смог расправить крылья.

– Авиакомпания «Татарстан» сдерживала развитие Бегишево, потому что это два разных вида деятельности, – говорит исполняющий обязанности генерального директора аэропорта Бегишево Сергей Романцов. – После покупки имущественного комплекса аэропорта Бегишево одноименным ОАО мы начали самостоятельную деятельность, привлекая рейсы других авиакомпаний, альтернативных перевозчиков. Мы сотрудничаем с ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр», которая выполняет полеты в московский аэропорт Внуково на самолете Ту-134. Та же авиакомпания «Татарстан» осталась. Пришла авиакомпания Авианова», которая предлагает свои услуги по весьма приемлемым ценам. Все это стало возможным после того, как мы довели техническое состояние средств наземного обеспечения полетов и средств регистрации пассажиров до тех требований, которые необходимы для привлечения новых авиакомпаний. Были оформлены допуски на прием воздушных судов типа Airbus-319 и -320, Boing-737 и его модификаций, Ту-204 и других самолетов.

Финансовый кризис, который потряс весь мир, а вместе с ним и большую часть авиапредприятий, естественно, сказался и на Бегишево. По итогам девяти месяцев 2009 года пассажиропоток аэропорта составил 124 961 человек. Но это на 1% меньше, чем в прошлом году. Для сравнения: аэропорт Казань в этом году потерял 15% своих пассажиров.

– Это объясняется тем, что у аэропорта Бегишево есть потенциал развития по перевозкам жителей нашего региона, который в свое время был подавлен авиакомпанией «Татарстан», – считает Сергей Романцов. – Кризис коснулся всей структуры авиапредприятий на территории России, но при прочих равных условиях некоторые аэропорты показывают падение не 1%, как мы, а 15-18%, а в Калининграде – вообще 40%.

Сейчас в ближайших планах аэропорта Бегишево – техническое совершенствование аэропорта и включение реконструкции перрона и рулежных дорожек в федеральную целевую программу. Бегишево продолжает дальнейшее развитие международных перевозок. На завершающей стадии находятся переговоры с авиакомпанией «ЮТэйр» по поводу открытия прямого воздушного сообщения между городами Набережные Челны и Мюнхен. По предварительным договоренностям самолеты из Бегишево в Германию и обратно будут летать один раз в неделю.

Теперь, когда Татарстан наращивает экономическое сотрудничество с зарубежными странами, когда жители республики стали больше путешествовать, значение аэропорта Бегишево неоспоримо. Как принято говорить, два с половиной километра автомобильной или железной дороги никуда не приведут, а два с половиной километра взлетной полосы международного аэропорта ведут в любую точку планеты.

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

2 Комментария

  1. Очень интересная ,на мой взгляд, статья.

    С этим аэропортом связаны приятные детские воспоминания.

    Жаль мало фотографий.

  2. статья написана очень интересно. Автор умничка! приятно читать. Спасибо.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*