ЗВЕЗДНО-ПОЛОСАТАЯ УЧЕБА

Документ Без Имени

Не так давно «Неделя» писала об очередном старте в Набережных Челнах программы «FLEX», проводящей отбор англоязычных старшеклассников-россиян для поездки в рамках культурного обмена в США. Кому из татарстанцев повезет в этом году, мы обязательно расскажем в следующих номерах газеты, а вот героиня нынешнего – недавняя участница этого проекта, нижнекамская школьница Татьяна Плаксина. В какой мир попала наша землячка по ту сторону океана, Татьяна рассказала «Неделе».

 

Через тернии – к американским звездам

– Наша нижнекамская школа с английским уклоном довольно давно принимает участие в программе «FLEX», – поведала Таня. – Каждый год в Америку ездило по одному учащемуся, но иногда бывало, что и по четыре человека сразу. Я же узнала об этой программе в седьмом классе и с нетерпением ждала, когда мне исполнится 15-16 лет для участия, потому что ребята, которые бывали в США, рассказывали много интересного о поездке. Мне повезло: я участвовала в программе «FLEX» два года подряд. Первая попытка была неудачной, а во второй раз, понимая, что шанса уже не будет, я приложила все усилия и была очень рада поездке.

– Как проходила «борьба за место под американским солнцем»?

– На первых двух отборочных этапах проверялось знание английского языка – мы писали сочинение. А на третьем представители программы проверяют способность человека к длительному проживанию в другой стране. Самым сложным для меня оказался второй этап: он длился четыре часа и требовал огромных умственных затрат – здесь были и грамматические задания, и аудирование – когда по прослушанному тексту мы пытались ответить на вопросы.

ДЕТИ КЛАЛИ РУКУ НА СЕРДЦЕ

– Много ли американским детям известно о нашей стране?

– О России они знают очень мало: что столица России – это Москва и что наша страна – самая большая в мире. Конечно, знают Путина. Зато им не известно ни одного имени великого русского писателя или композитора. Я со своей стороны пыталась как-то просветить одноклассников, но… Вообще, несмотря на то, что в школе меня хорошо и приветливо встретили, у меня создалось впечатление, что сверстники были заинтересованы в том, чтобы знали больше об их стране, нежели чем они сами о мире. В них много патриотизма!

Многие школьные объявления передавались через динамики, а каждое утро понедельника по ним зачитывался отрывок из Конституции: о США, о правах и статусе гражданина Америки. В этот момент все дети, как правило, клали руку на сердце.

 

«Папа» – юрист, мама – «учитель». Как дома

– Итак, ты в числе счастливчиков. Скольким российским школьникам повезло так же, как тебе? И как ты нашла «свою» американскую семью?

– В прошлом учебном году в США уехали 144 человека из России. У каждого из нас в Америке были свои представители. После получения заявок от разных штатов они искали для школьников семью. Внешность была не важна – смотрели на наши анкетные данные: успеваемость, увлечения, семью, личную жизнь. В итоге я попала в семью, которая очень напоминала мою собственную: у меня есть родной младший брат, и там был американский «братишка», так же, как и в моей семье, там тоже были «папа»-юрист и «мама»-преподаватель. Мы отправились в штат Орегон, городок наш назывался Юджин. Вообще всех российских учеников селят отнюдь не в мегаполисы типа Лос-Анджелеса, а в города поменьше, при этом стараются «раскидать» участников программы по разным местам. Но мне повезло: мы с девочкой Яной из Краснодара попали в одно и то же место – она должна была проживать в пригороде Юджина, и, познакомившись на борту самолета, мы держали связь все время учебы, но такое случается редко!

– За какое время до начала занятий вы приехали в США?

– За две недели. В аэропорту нас встретили приемный папа и американский куратор – женщина, которая несла за меня ответственность в США. У «приемной» моей семьи был частный дом – не такой, конечно, шикарный, как показывают в кино, но добротный, одноэтажный, где у меня была своя комната и все условия для учебы. Кроме того, в доме жили собачка и кошка. По нашим меркам, моя приемная семья весьма состоятельна: у «родителей» было две машины. Приятно меня удивило то, что на американские праздники мне подарили цифровой фотоаппарат и MP3-плейер.

 

ВАРИТЬ СУП ДВА ЧАСА? НЕ-ЕТ!

– Таня, известно, что американская нация в последнее время располнела. Как же они питаются, наши заокеанские соседи?

– Питание – это вообще отдельная тема: в школьных столовых ученики выбирают все сами, но чаще всего им предлагаются пицца, гамбургеры и мексиканские блюда, поскольку в городке живет очень много мексиканцев. В общем, это та еда, которая и способствует набору лишнего веса! В моей приемной семье был, конечно, более здоровый рацион, но «родители» покупали полуфабрикаты, натуральных продуктов, как у нас, было мало. К примеру, наша «мама» покупала в магазине какое-нибудь замороженное блюдо, ставила его в духовку, и все – вот весь ужин. А такого, чтобы она два часа варила суп, не было! Да и суп в США практически не едят – если его и сварят, то только из консервной банки. Но я, например, готовила борщ, и он семье очень понравился: «родители» и «брат» были в восторге! Говорили, что это, оказывается, так вкусно, натурально, легко.

 

Имидж – главнее всего!

– Что, в первую очередь, необходимо было подготовить к учебе?

– Как и в России – тетради, разные канцелярские принадлежности. А вот учебники мы брали в библиотеке. Огромное внимание США уделяют спорту: в американских школах есть свои спортивные команды и довольно часто проводятся соревнования между учебными заведениями. Я записалась на плавание и легкую атлетику: уроки физкультуры в школе крайне несерьезные, а секции ведутся на профессиональном уровне – имидж школы здесь очень важен!

– А как с остальными учебными дисциплинами?

– У нас в России предметы добавляются на протяжении всех 11 школьных лет и потом, как известно, выдается аттестат, а в Америке школы подразделяются на три типа: Elementary School (классы с 1-го по 5-й), Middle School (с 5-го по 8-й) и High School (с 9-го по 12-й). Некоторые предметы являются обязательными, и по ним нужно получить определенное количество баллов за четыре года, из них еще и вычисляются проценты, чтобы получить аттестат – это, как правило, математика, литература, иностранный язык, физкультура. А, кроме этого, ученику нужно выбрать и спецкурсы: мне, как участнице программы «FLEX», предлагалось взять курсы американской литературы, американской истории и что-то из естественных наук – химию или биологию. Два из этих предметов я изучала в течение первого семестра, и два в течение второго.

Так как в моем расписании образовались свободные часы, я выбрала еще такой предмет, как «Развитие ребенка». При школе, где я училась, было что-то вроде детского сада, и мы с некоторыми одноклассниками ухаживали за этими малышами. Была, естественно, и теория: мы читали книги, как нужно воспитывать детей, смотрели документальные и познавательные фильмы на эту тему. Помимо этого, я изучала испанский язык и даже занималась вышиванием, вязанием и плетением!

 

«Она хотела бы жить на Манхэттене…»

 

Русский акцент – очень красивый

– Быстро ли ты привыкла к общению в школе?

– В первые две недели мне было тяжеловато, потому что в наших школах мы изучаем «британский» английский язык, в Америке же в речи людей присутствует свой диалект, там говорят очень быстро, а подростки – еще быстрее, к тому же еще и со сленговыми словами и выражениями! Мне приходилось переспрашивать, но все относились к этому с пониманием. При этом мой акцент им казался очень красивым, и они интересовались: «Из какой ты страны?»

Со мной в школе Юджина училось еще несколько студентов из других стран мира, и такое количество иностранцев присутствует здесь всегда, поэтому бешеного интереса к моей персоне не было. Народ в школе очень приветливый. Еще в Америке нет понятия «класс». У каждого ученика свое расписание, и на каждом уроке могут собираться разные люди, а отсюда – еще больше общения и знакомств.

– Как складывались у твоих американских одноклассников отношения с учителями?

– У нас, мне кажется, все гораздо строже, хотя, опять же, многое зависит от учителя. У меня преподавала одна очень молодая учительница испанского, и, видя, что разница в возрасте со старшеклассниками у нее невелика, она позволяла называть себя по имени. Но в основном все называли педагогов уважительно: «мистер» или «миссис».

– Чем особенно увлечена сейчас американская молодежь? Как проводит свой досуг?

– Во-первых, это спорт – я не встречала там ни одного человека, который бы им не занимался. Здесь многие ребята увлечены американским футболом, поэтому каждую пятницу вся школа собиралась на стадионе и болела за свою команду. Молодые американцы любят хип-хоп, который очень распространен в их среде. Кроме того, они не гуляют по улицам – в основном ходят в кино, в боулинг и часто собираются дома.

– Американцы – люди гостеприимные? Часто мы слышим обратное…

– Да, очень! Негостеприимных американцев я не встречала!

 

БЫТЬ УВЕРЕННЫМ ДО КОНЦА

– Английский язык становится все более востребованным. Что бы ты пожелала всем, кто только собирается попробовать свои силы в проекте «FLEX»?

– Многие мои ровесники боялись или не хотели участвовать в этой программе – я не знаю, почему: из-за лени или страха. Но программа – это незаменимый, уникальный, огромный опыт, особенно в том возрасте, когда ты начинаешь свою взрослую, самостоятельную жизнь. Поэтому надо пробовать, бороться, не сдаваться, идти и быть уверенным до конца! Поэтому всем татарстанцам желаю удачи в отборочных испытаниях!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*