Юрий Газзаев: «Я ушёл из-за отсутствия перспектив»

Юрий Газзаев – имя для футбольных болельщиков знаменательное. Всего за один год этот человек сумел вывести в первый дивизион тогдашнюю второразрядную команду «КАМАЗ». В его бытность главным тренером автозаводцы на протяжении пяти лет подряд не опускались ниже четвертого места, причем дважды завоевывали малые бронзовые медали в первенстве России.
 

За эти годы Газзаев развил на «Гренаде» футбольную инфраструктуру: здесь соорудили около десятка полей с естественным и искусственным покрытием, был разработан проект нового стадиона… Уже судя по этому, можно сказать: Юрий Фарзунович готовился к выводу своих питомцев в премьер-лигу. Однако, будем откровенны, его благородные порывы сдерживались. Прежде всего, весьма скромным бюджетом – то есть той суммой, которую «КАМАЗ» мог отрезать от общего финансового пирога на содержание команды в первом дивизионе российского футбола.

В канун Нового года, когда нынешний главный наставник ярославского «Шинника» Юрий Газзаев прилетел на три денька в Набережные Челны, «Неделя», не раз писавшая о судьбе этого неординарного футболиста, тренера и человека, не изменила своей традиции и встретилась с ним.

 

Сердце кровью
обливалось

– Юрий Фарзунович, с течением лет Набережные Челны забываются?

– Что вы, что вы! Все, «от первого мгновенья до последнего», проведенные в Челнах, неизгладимы. Город, команда, сезоны, новые друзья и единомышленники – всплывают в памяти постоянно. Ведь, особо не афишируя, я приехал в Челны с внутренним весьма амбициозным для себя решением – вывести «КАМАЗ» в премьер-лигу. И несколько раз был близок к этому.

– Тогда как можете объяснить неожиданную «смену курса» осенью 2009 года, когда приняли предложение возглавить самарские «Крылья Советов»?

– Только отсутствием перспектив! Как бы это помягче сказать?.. В тот период у камазовских руководителей не было такого дружного и страстного желания вывести команду в премьер-лигу, какое ощущалось в 2003 году, когда челнинцы стремились войти в первый дивизион. Выход «КАМАЗа» в высший свет российского футбольного общества потребовал бы в разы увеличить бюджет команды, чтобы не стать в этой лиге «мальчиками для битья». У автозавода таких средств нет. А поскольку наш город – не областной или республиканский центр, ждать помощи было неоткуда. Тем более, что эти годы оказались триумфальными для «Рубина», ставшего футбольным символом и гордостью Татарстана. Не был построен и обещанный спортивным руководством страны стадион, который бы отвечал критериям премьер-лиги.

– Неужели сердце не спорило с разумом, ведь вы столько вложили в команду и налицо были успехи?

– Еще как спорило и кровью обливалось… Но поклонники «КАМАЗа», думаю, не вправе осуждать меня за отъезд из команды. Тогда я приближался к своему 50-летию. Уже имел выс-
шую тренерскую категорию PRO. Отклонил несколько предложений возглавить команды премьер-лиги с высокими бюджетами и зарплатой. К примеру, прими я предложение перейти в «Кубань», мог, лишь поддерживая ее на плаву, только за один сезон заработать себе, как говорится, на всю оставшуюся жизнь.

Наконец, постоянные отказы могли закончиться тем, что футбольное руководство страны поставило бы на мне крест. Такое совпадение проблем в «КАМАЗе» и внутренних как раз невольно подтолкнуло меня к решению уйти в самарский клуб. Скажу больше: если проводить параллель, то разве не эти причины вынудили уйти в Оренбург Роберта Евдокимова?

Эта счастливая
«чёрная полоса»

– После ухода из «Крыльев» в вашей тренерской судьбе настала почти годовая «черная полоса»…

– Нет-нет. Напротив, это был самый благотворный период для меня. Дело в том, что уход из многогодовой футбольной гонки, в которой от тренера постоянно требуют, прежде всего, результата, стал для меня своеобразным курортным отдыхом, особенно, если учесть что в «КАМАЗе» мне пришлось еще возглавлять и футбольный клуб.

Я впервые по-настоящему отдохнул: съездил в родной Владикавказ, где провел немало времени с мамой, родными, семьей, с друзьями, осваивал заснеженные горные спуски, ходил по городу, читал книги… Съездил в Испанию, где посмотрел ряд матчей ведущих команд, познакомился с системой подготовки команд и молодого резерва для них.

Отдохнул в Прибалтике у друга Дайниса Деглиса, с которым мы играли 30 лет назад в московском «Динамо». А поскольку в Юрмале он в качестве президента возглавляет одноименную команду, естественно, оказывал ему организаторскую помощь в становлении команды. Кстати, в ней несколько месяцев играл и мой старший сын Руслан, которого челнинские болельщики, думаю, помнят по играм за дублеров автозавода. Так что пауза после «Крыльев» была для меня счастьем. За это время морально я привел себя и свои мысли в порядок, появились вкус и тяга к тренерской работе.

Встретили
без энтузиазма

– И тут поступило достойное предложение от «Шинника»?

– Да, можно сказать, что по времени все счастливо совпало.

– Не пугало вас то, что ярославцы находились в одном-двух шагах от вылета из первого дивизиона?

– Нет! Мне особенно пригодился опыт, накопленный в «КАМАЗе». Хотя встретили меня в Ярославле, мягко говоря, без энтузиазма. На первых матчах болельщики выкинули лозунг: «Верните нам Побегалова!». Этот наставник не раз выручал ярославцев, принимая под свое крыло футболистов «Шинника» и выправляя его сбившийся курс.

Недовольны были и местные журналисты. «Шинник» – клуб с очень богатой футбольной историей и традициями, его по-клонники никак не связывали мой приход с возможным взлетом команды. Пришлось со-брать журналистов и поговорить с ними по душам, а также и с болельщиками. Постепенно лед недоверия стал таять. Первые почти пять месяцев жил с командой на базе, хотя и гендиректор «Шинника» Александр Рожков, и руководители города советовали переехать в предоставленную квартиру. Будучи вместе с командой, много беседовали по душам с футболистами. Поверьте, такое общение дорогого стоит! В результате стали набирать очки и подниматься в турнирной таблице.

– Конечно, не обошлось без переформирования команды?

– Не обошлось, но изменения были незначительные. Ведь кому-то недоставало не мастер-ства, а уверенности в себе, своих силах и возможностях. Сейчас думаем поменять направление трансферной политики. В каждое звено привлечем опытного футболиста, чтобы развить конкуренцию.

– Ваше приглашение оговаривалось условием вывода команды в премьер-лигу?

– Нет, главным условием был вывод «Шинника» в первую восьмерку первого дивизиона. Глобальные планы откладывались на потом. Но мы не только попали в заветную «восьмерку», но и вплотную приблизились к лидерам – «Мордовии» и «Алании».

– Значит, есть возможность выйти в премьер-лигу?

– Да, и если выходить в нее, то лучше всего в этом сезоне. Лично я очень сожалею о том, что за бортом ударной «восьмерки» оказался «КАМАЗ». Это боль для меня, поскольку с челнин-ской командой у меня связано все лучшее. Такой доли «КАМАЗ» не заслуживал, но, к сожалению, случилось непоправимое.

– Юрий Фарзунович, у вас традиционно святое отношение к семье…

– Оно таким и осталось. Сейчас главное – собрать своих домочадцев вместе, на этот раз уже в Ярославле. Дочь Люда по-прежнему очень увлекается теннисом, поэтому с женой Аленой периодически выезжает в Германию, где учится, тренируется и участвует в турнирах. Живут же они пока во Владикавказе. Там же и младший сын Хетаг, который особенно скучает по Руслану. Однако Руслан свою футбольную судьбу окончательно не определил. Он учится в Челнах в филиале академии физкультуры, спорта и туризма.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*